Российской Академии наук – 300 лет
Наука – двигатель прогресса
Петр I создавал Академию по образу и подобию европейских научных учреждений того времени. Историки до сих пор спорят насчет даты ее основания, но все же более вероятен день 28 января (8 февраля) 1724 года. А вот в чем исследователи единогласны, так это в том, что открытию Академии предшествовали долгие годы упорной работы. Требовалось не только изучить различные научные площадки и применить этот опыт в России, но и изменить сам подход к системе образования, создать условия, которые способствовали бы развитию наук – как естественных, так и гуманитарных.
Так, одним из первых шагов стал поиск ученых, которые могли бы стать «светочами знаний» для молодой империи. В течение десяти лет приближенные Петра (и он сам) настойчиво предлагали ученым-иностранцам переезжать в Россию. Конечно, за достойную плату – она прописывалась в контрактах. Также император обещал приезжим «корифеям» доступ к своей личной библиотеке и даже заранее нанял специалиста, который следил за сохранностью собрания и пополнял его.
От Кунсткамеры до университетов
Основой новой образовательной системы стала вновь созданная Кунст-
камера. Изучение фондов этого публичного музея как нельзя лучше способствовало развитию научного сообщества. Вместе с тем строились обсерватории, различные лаборатории, учебные заведения и, наконец, университеты.
Уже в год основания Академии определились основные направления ее деятельности. Открылись три класса: физический (естественный), математический и гуманитарный. В Академии изучали и развивали разные отрасли промышленности, включая металлургию, горное дело. Проводили этнографические исследования – путешественники исследовали и описывали разные территории империи, обычаи и языки коренных народностей. Мало того, академики регулярно устраивали публичные лекции. Так постепенно росло научное влияние РАН в мире, менялось само российское общество.
Сегодня очевидно: заложенный в первой половине XVIII века научный фундамент обеспечил дальнейшее поступательное развитие науки и экономики, задав одновременно весьма высокий уровень образования в нашей стране.
Рельеф, лазер и УФ-печать
Выпущенную к юбилею серебряную монету тоже можно назвать «квинтэссенцией» научных знаний и новых технических приемов. Достаточно сказать, что при чеканке оборотной стороны специалисты использовали достаточно редкое сочетание технологий – рельеф, лазер и УФ-печать.
Лазер и рельеф использовались при создании основных элементов реверса: здания Президиума Российской Академии наук, логотипа и «юбилейного» паттерна, надписи: «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК» и некоторых других символов (среди них – глобус, Гиппократова чаша, лира и так далее). УФ-печать использовалась всего на одном элементе – здании Кунсткамеры (именно здесь изначально располагалась Академия наук).
"Евгений ВАРГАНОВ, начальник конструкторско-технологического бюро СПМД:
«При изготовлении монеты качества «пруф» применена классическая технология с нанесением цветного лакокрасочного изображения. В последнее время практически все монеты качеством «пруф» выпускаются с лазерным изображением. Поэтому на первом этапе были отработаны режимы для нанесения лазерного узора на инструмент таким образом, чтобы он гармонично вписывался в изделие, не нарушая задумки художника. На втором этапе – на готовую монету наносилось цветное лакокрасочное изображение. В реализации этого этапа и заключалась небольшая техническая сложность.
Печать наносилась на один элемент – разработанный к 300‑летию основания логотип Академии наук. Он расположился на небольшой площадке, цифры на этом логотипе тонкие. Нанесение на изделие таких тонких элементов – сложная, кропотливая работа. Оператор должен постоянно следить, чтобы изображение не смещалось и четко пропечатывалось».
Автор:
Мария ПЛЮХИНА
Рубрика : АВЕРС / Событие