Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Всегда есть повод для медали

Всегда есть повод для медали

Говоря о рынке памятных медалей, начинать нужно издалека, от истоков культуры коллекционирования в целом и нумизматики в частности.

Конечно, у нас много нумизматов. Но их количество несопоставимо с количеством нумизматов в Европе.

Благодаря преемственности поколений нумизматика в Европе стала довольно значимой частью европейской культуры в целом — практически в каждой стране в год проходит несколько нумизматических выставок самой разной направленности и масштабов.

У нас подобных выставок практически нет или — совсем немного. А медали — узкий сегмент нумизматического рынка в целом…

И в результате сегодня можно говорить о российском рынке памятных медалей как об очень небольшом и рассчитанном скорее не на коллекционеров, а на людей, заинтересованных в приобретении подарков и сувениров определенной ценовой категории.

И основная позиция на этом «подарочном» рынке — наборы медалей.

— Маркетологи монетных дворов «Гознака», Московского и Санкт-Петербургского, прилагают усилия для формирования и развития медального рынка?

— С одной стороны — да. Но, развивая этот рынок, мы стараемся находить или создавать прежде всего такие заказы, которые позволяли бы использовать наши крупнотиражные монетные технологии.

Например, это свадебные медали — только в Москве ежегодно проходит около 80 тысяч свадеб. Это — рынок детских медалей «Родившемуся в Москве», тоже около 100 тысяч.

И здесь мы не изобретаем велосипеда. Мы возрождаем традиции, которые много веков существовали и в России, и в мире. Медали на рождение и свадьбу дарили еще римские патриции.

В советские времена тоже выпускалось множество медалей, в том числе и «Родившемуся в Ленинграде» (сейчас Санкт-Петербургский монетный двор выпускает медали «Родившемуся в Санкт-Петербурге». — Прим. ред.).

Наша программа, которую мы осуществляем совместно с Управлением загса по Москве и журналом «Свадьба в Москве», так и называется — «Семейные медали: возрождая традиции».

Но есть другая часть рынка, формируемая не нами, но с нашей помощью.

Мы выступаем изготовителями продукции, а заказчики — частные компании, которым нужны разнообразные наборы медалей, прежде всего религиозной, исторической, военной и географической тематики.

Нам всегда интересны такие заказы — и потому, что мы находимся в курсе практически всех «медальных» событий, и потому, что часть наборов мы покупаем у этих компаний и реализуем через свои торговые точки, демонстрируя тем самым производственные и художественные возможности Монетного двора.

— Если полистать нумизматические каталоги со старинными памятными медалями, обнаруживаешь, что практически любое значимое и даже не очень значимое общественное событие служило поводом для выпуска памятной медали. Возрождается ли эта традиция в наши дни?

— Я лично знаю нескольких московских коллекционеров, которые собирают медали, посвященные выставкам. В коллекции у одного из них — около двадцати тысяч медалей.

Как правило, по окончании выставок проводятся награждения, и сегодня кто-то использует дипломы, а кто-то медали.

Не так давно в Москве прошел V Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке», где мы принимали участие в качестве технических спонсоров форума. Мы изготовили медали для участников форума.

В прошлом году организаторы форума заказывали нам значки из серебра с золочением и из серебра с эмалями — с логотипом форума.

А в этом году было принято решение награждать участников форума медалями.

Художественный советник директора ММД Владимир Ананьин разработал очень красивую медаль, которая и была исполнена в трех вариантах — серебро с золочением, серебряные и из нейзильбера.

Организаторы конкурса уже сегодня решили, что в следующем году будут заказывать только медали.

Потому что все, кому вручалась медаль — в индивидуальной упаковке, в футляре с индивидуальным ложементом, на котором было тиснение золотой или серебряной фольгой с названием компании или инициалами человека, — были приятно удивлены.

Реакция на вручение таких медалей была очень радостной и искренней — медали понравились, их запомнили, их будут беречь.

Мы уже пришли к тому, что на форумах, на выставках очень часто вручаются, как и в прошлые века, именно медали.

И хотя тираж выставочных медалей не очень велик и в силу этого экономически не очень для нас интересен, мы беремся за любой заказ и выполняем его так, что заказчик гордится своими медалями.

Что касается медалей, которые выпускают на события, то они пока составляют очень небольшой процент заказов. В основном это медали на окончание школы, различные нагрудные знаки и жетоны.

Кстати, жетоны сегодня, наверное, самый любопытный материал для коллекционеров, а для нас пока — некая вещь в себе, особенности которой еще предстоит до конца понять и использовать.

Есть такая компания — «Мастервижен», один из наших заказчиков, которая выпускает наборы жетонов под эгидой «70 лет советского чекана».

Они выпускают жетоны с изображением монет, которые были разработаны, но реального воплощения не получили, в обращение не попали. Это очень популярная серия, в которой были выпущены уже 13 наборов.

И незначительное количество этих наборов мы взяли на выставку в Берлин в качестве презентационного материала, чтобы показать, что и как мы можем чеканить.

При достаточно высокой стоимости наборов наша экспозиция пользовалась большой популярностью на выставке, особенно у представителей азиатского рынка.

Их заинтересовала, в частности японцев, не только художественно-историческая ценность наборов, а другой, не менее важный нумизматический аспект, существенно влияющий на ценность коллекционного предмета, — ограниченность тиража.

На упаковке жетонов было написано: тираж 300 штук. Это очень небольшой тираж.

А гарантия Монетного двора относительно тиража никогда не подвергалась сомнению. Ни «левых» тиражей, ни «второго завода» при любом, даже ажиотажном спросе на Монетном дворе быть просто не может. Жетоны сегодня не менее популярны, чем медали.

Они меньше диаметром и дешевле, чем медали, даже если изготовлены из драгоценных металлов. Психологически проще и значительно дешевле заказать на событие не медаль, а именно жетон.

Чем еще привлекателен рынок жетонов — отсутствием медальной серьезности и официальности. Тут можно найти, помимо серьезных вещей, массу забавных и привлекательных ходов.

— Чувствуете ли вы внимание и интерес коллекционеров?

— Конечно. В первую очередь потому, что Мо­нетный двор по определению для коллекционеров — кладезь сокровищ и информации о них (о выпущенных давно монетах, медалях, нагрудных знаках).

Но тут мы ничем не можем помочь коллекционерам, разве что показать некоторые музейные экспонаты. Стараемся помогать музеям — за символическую плату передаем им наши экспонаты, чтобы они могли создать экспозицию.

Что же касается современной продукции, то ею коллекционеры тоже интересуются — в случае, если наше изделие подходит под тематику коллекции.

Второй вариант — если коллекционер уверен, что не имеющая сегодня коллекционной ценности медаль в будущем будет представлять большой интерес, он старается не упустить ее и приобрести любыми способами, в том числе прямо у нас.

Но суть работы Монетного двора в том, что 99 % всей продукции мы делаем под заказ и не имеем права ее реализовывать.

Единственное, чем мы можем в данном случае быть полезны коллекционерам, — информировать их, что выпустили ту или иную медаль. И то — лишь если эта информация в соответствии с условиями договора не является конфиденциальной.

— Если рынок настолько узок, имеет ли он перспективу развития?

— Рынок будет развиваться в любом случае. В том числе и потому, что мы активно будем его развивать.

У нас есть программа по выпуску медальной продукции, которая включает в себя почти все праздники, как профессиональные, так и очень личные, и просто забавные поводы.

Например, мы рассчитываем, что медаль «На удачу» может быть вполне популярна.

Причем к некоторым медалям может быть разработан набор аксессуаров — таких, как запонки, заколка для галстука и брелок, исполненные в едином стиле с медалью.

Подобный ход, на наш взгляд, позволит исподволь возрождать медальерную культуру, пробуждая к ней сначала косвенный интерес.

Мы не единственные игроки на этом рынке, и наши усилия вливаются в поток усилий, предпринимаемых и нашими заказчиками, и предприятиями, выпускающими схожую продукцию.

У Санкт-Петербургского монетного двора «Гознака» есть совершенно замечательный магазин. И когда я там в последний раз был, купил значок, настолько интересно он был сделан.

Просто не удержался и купил, хотя к таким вещам отношусь очень спокойно, значков не собираю и не ношу.

Но он был настолько необычен вольностью стиля, нетривиальностью исполнения. Таким образом рынок тоже развивается.

Хочу еще отметить мини-слитки из золота и серебра. Для их изготовления используются монетные технологии, потому что на них чеканится изображение. Сегодня мини-слитки пользуются большой популярностью.

Лично я сам на свадьбы друзей всегда дарю такой «первый кирпичик» в фундамент будущего семейного счастья. Эти слитки тоже можно отнести к медальерным традициям. Ведь медали в спокойные времена — без войн, революций и массовых переселений — передавали из поколения в поколения.

Уверен, что, если в семье не случится какого-то форс‑мажора, будут передаваться детям и внукам сначала вот такие слитки, а потом, как прежде, медали.

— Наш рынок памятных медалей, вероятно, сильно отстает от Европы?

— Да. Там ничего не надо придумывать, там культура искусства, запечатленного в металле, развивалась без перерывов.

В Европе намного больше наборов, в частности больше наборов для детей.

Там есть и наборы на рождение, и энциклопедические наборы, и еще одна очень интересная тема — спортивная.

Ни одна страна не пропускает Олимпиад и чемпионатов мира. Только, в отличие от России, медали там делаются не в год проведения мероприятия, а за год до него.

На мой взгляд, таким образом монетные дворы обкатывают на медалях монетные технологии и изучают спрос на определенный дизайн.

Нам есть куда стремиться, оглядываясь на более успешную Европу, и монетные дворы могут быть флагманами рынка.

Они лидируют и сейчас, если сравнивать монетные дворы и другие фирмы — изготовители подобной продукции, по качеству, по художественному исполнению, по другим немаловажным критериям.

Суб header:  Как пробуждают интерес к медальерной культуре
Рубрика : Медали / рынок
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;