Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Нелегкий путь от замысла до медали

Нелегкий путь от замысла до медали

В канун празднования 250 летия основания Петер¬бурга Н. А. Соколов получил задание подготовить несколько вариантов медали. Естественно, художник на первый план поместил фигуру основателя города Петра I. Сохранились гипсовые модели двух вариантов. На первой (размер 35 см) эскизная проработка начала строительства: Петр I сидит на канатной бухте, что то указывает стоящему рядом бородатому крестьянину — строителю города. По окружности надпись «27 мая 1703 года Петром I основан город Санкт-Петербург». Но, видно, бытовой оттенок изображения не соответствовал торжественной дате и не был воспроизведен в металле.

Но художник не оставил образ основателя города и на второй модели изобразил Петра I, в задумчивости стоящего на берегу Невы (гипсовый овал 101 на 157 мм). Для медали на втором плане поместил корабли на фоне Петропавловской крепости. По окружности надпись «Город С. Петербург основан Петром I 27 мая 1703 г.» Со второй модели была отчеканена пробная медаль из бронзы. Но и этот вариант был отклонен. Тогда Соколов пред-
лагает еще два варианта: на первом изображена широкая панорама набережной Невы с силуэтами Исаакиевского собора и Адмиралтейства, над которыми развевается знамя. Панорама набережной скопирована с медали М. Л. Диллон к 200 летию Санкт-Петербурга. В первом варианте на знамени изображены портреты Ленина и Сталина, а на втором — только Ленина. По окружности надпись «В честь 250 летия основания Ленинграда». Но и эти варианты были отклонены.

Не менее интересна работа над оборотной стороной медали. Общий замысел художника понятен. Если на лицевой стороне он хотел показать начало строительства города, то на обороте — процветающий город через два с половиной века.

В первом варианте изображены девушка и юноша на фоне Стрелки Васильевского острова. Молодые люди спускаются по ступеням к берегу реки. «Строгим критикам» не понравилось, что они спускаются вниз. Тогда появился второй вариант: сидящий юноша и девушка, устремленная вверх по ступеням на фоне знамени с портретом Ленина. Внизу — силуэты заводов и дымящиеся трубы. Но и этот вариант был отклонен. В новой модели мы видим тех же радостных молодых людей, поднимающихся к знамени с портретом Ленина. Фоном стали изображения зданий Адмиралтейства и метрополитена. По окружности надпись «В ознаменование 250 летия основания Ленинграда».

Только в 1957 году была выпущена юбилейная медаль, на которой изображен памятник Ленину у Финляндского вокзала (скульптор С. Евсеев) на фоне панорамы набережной с надписью «В память 250 летия основания Ленинграда». На оборотной стороне — комплекс зданий Смольного, вверху — ордена Красного Знамени и Ленина. В центре надпись «Городу-герою — слава» и число «250». Ясно, что от замысла художника не осталось и следа, а медаль слепили чиновники «от культуры».

Обычно промежуточные варианты после окончания работы уничтожаются, но в нашем случае представленные восковые лепки и гипсовые модели, пусть и не достаточно хорошей сохранности, показывают этапы работы художника.

Как говорится, у хорошего мастера сделанная работа не пропадает. Так и у Соколова. Выполненные сюжеты были тиражированы в других медалях: «Ленинград — город-герой» лицевая сторона, «Ленинград — город-герой» оборотная сторона, «50 лет переименованию города Петрограда в Ленинград», «Рожденному в Ленинграде», «Лауреату второго фестиваля ленинградской молодежи».

Суб header:  Итоговый вариант медали «В память 250-летия Ленинграда» практически ничем не напоминает изначальные предложения художника
Рубрика : / за кадром
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;