Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Новый год на дворе. Монетном

Валерий Артамонов, начальник цеха разменных и памятных монет ММД, относится к кролику качества «пруф» с теплой симпатией:

— Кролик, конечно, выходит симпатичный. Но оценивать, нравится или нет, — не наша прерогатива. Мы делаем то, что выбирает заказчик, Банк России. А если сравнить с новогодними монетами зарубежных монетных дворов, есть решения и поинтереснее.

Когда я вижу новинки других монетных дворов, иногда жалею, что наши заказчики пока не готовы к такому дизайнерскому «экстремизму».

Впрочем, заместитель директора по производству Андрей Иванцов, заглянувший в цех чеканки памятных монет, остался процессом доволен.

— Начало ноября, а на ММД уже новый год?..

— Так это правильно, что мы так рано готовы. Банк России уже объявил о выпуске в обращение этой монеты. Мы начали работу над монетой еще в первом полугодии и сейчас продолжаем ее чеканить. А вообще, когда за квартал до события, к которому выходит монета, работа над ней в самом разгаре, — это нормально.

По поводу остальных новогодних сувениров Андрей Иванцов решил сохранить интригу до праздника:

— Подготовлено несколько новогодних изделий, интересно отличающихся от того, что мы предлагали к Новому году раньше. Отдел маркетинга и продаж уже утвердил эти образцы, мы начинаем их выпускать. Скоро кое-что из этого новогоднего ассортимента уже появится в продаже. Но рассказывать подробности не буду — пусть наши идеи будут новогодним сюрпризом для ценителей продукции Московского монетного двора.

— Каким стал уходящий год для Московского монетного двора?

— Главное, не было ничего плохого. Ужасным жарким летом успели создать условия для работников — монетный цех был оснащен системой кондиционирования. Построили производственную программу так, чтобы в летние месяцы у тех, кто занят на производстве разменной монеты, была одна смена вместо обычных двух, пересмотрели график отпусков. По возможности, делали сокращенный день, да и просто отпускали сотрудников, сделавших свою работу, на час раньше. За мои 22 года на Монетном дворе это, пожалуй, первый год с такими условиями труда. Благодаря этим мерам мы вышли из аномального московского лета без потерь — никто не ушел надолго на больничный, не попал в стационар, не было солнечных ударов и обмороков на производстве.

Среди производственных удач хочется вспомнить успешно выполненный крупный заказ — золотые и серебряные монеты для Лаоса, которые производились в комплекте с подвесками. Я уже получил информацию о том, что монеты прибыли в Лаос и заказчик остался очень доволен.

Монеты были посвящены 450-летию столицы Лаоса — Вьентьяна. Часть монет была качества «пруф», часть — «антипруф». Последние монеты изготавливались в комплекте с подвеской.

Конструкция этой подвески была придумана нами на основании нашего опыта в часовом производстве. Она отличается от обычных, тех, которые мы видели за рубежом. Обычная подвеска — неразъемная. Поменять вставленную в нее монетку может только ювелир. Наша же подвеска позволяет вставлять разные монеты (одинакового диаметра и толщины) самостоятельно.

Эскизы лаосских монет разрабатывались главным художником Московского монетного двора Виктором Ерохиным.

— Я неплохо знаю культуру этого региона — в свое время довелось проработать около трех лет в Южном Вьетнаме. Более того, эстетика этой культуры мне довольно близка, поэтому работать было легко. От заказчика поступило несколько требований, оговаривавших конкретные детали, но не весь эскиз в целом — какие должны быть слоны, в какую сторону должны быть повернуты хоботы, — объясняет Виктор Ерохин.

— Обычные монеты, — пожимает плечами начальник цеха разменных и памятных монет Валерий Артамонов. — Отчеканили тираж без проблем. А вот что запомнилось, так это две биколорные монеты из драгметалла, посвященные Переславлю-Залесскому. Поскольку монеты состоят из двух металлов, было очень важно, чтобы границы между ними были четкими. А на монете диаметром 39 мм —довольно сложный для изготовления элемент — выпуклая надпись на гурте. Собственно, в чеканке самой монеты уже нет ничего сложного — сначала делается заготовка, вставка закрепляется в кольце, а уже затем — чеканка. При этом должна быть выдержана очень четкая центровка, хорошая подготовка заготовки, в том числе промывка, чтобы избежать налипаний.

— Чтобы добиться нужного качества и внешнего вида, — говорит заместитель директора по производству Андрей Иванцов, — технологам пришлось хорошо поработать, отрабатывая технологию. Для монет такого типа очень важны размеры — важно подобрать идеальный зазор между золотым кольцом и серебряной вставкой. Еще одна сложность — разница в свойствах сплавов. Золото намного мягче, чем серебро, и при воздействии на монету приходилось учитывать его пластичность. Поэтому над технологией работали много, но в конце концов подобрали идеальный вариант изготовления монеты.

Кроме освоения технологий, Андрей Иванцов с большим удовлетворением отметил возрождение наградной культуры в России:

— В качестве положительного момента можно назвать специальные региональные заказы — когда регионы, края, области начинают ощущать необходимость возрождения института региональной наградной системы. Регионы разрабатывают положения о наградах и званиях — например, почетного гражданина региона, других наградах — и заказывают эти награды у нас.

Так, в этом году мы выполняли заказ Архангельской области, разработавшей целую систему наград, включая региональные награды, например, для матерей-героинь, почетных профессионалов («Заслуженный агроном Архангельской области» и пр.).

— Задача была не из легких, — вспоминает главный художник ММД Виктор Ерохин. — Заказ Архангельской области стал интересной работой, которую я сделал с удовольствием. И результат получился, скажем, не очень плохой. Были достаточно жесткие условия и требования со стороны заказчика — администрации Архангельской области.

Сначала мы сделали одну награду. Затем серия разрослась до восьми наград. Это была сложная творческая задача — добиться художественного разнообразия, сохранив внутреннее единство серии. Причем в каждой из наград должна была присутствовать символика Архангельской области.

В серии этих наград нами впервые было применено новшество, послужившее, с одной стороны, декоративным элементом, а с другой — способом защиты: на оборотной стороне награды расположено скрытое изображение. На нагрудных знаках мы этого еще не делали ни разу, использовали только в монетном производстве. Дополнительная сложность этого защитного элемента заключалась в том, что при изготовлении наград осуществлялось серебрение и золочение, а защитная технология рассчитана для применения на отчеканенной заготовке, без покрытия. Применили другой механизм, все получилось. По откликам, заказчик остался доволен нашей работой.

— В целом, — подводит итог Андрей Иванцов, — год был очень насыщенным интересной и трудной работой, особенно первая половина года. Мы выигрывали конкурсы и тендеры МВД, Министерства обороны, выполняли крупные госзаказы, летом чеканили лаосские монеты…

Есть чем похвастаться, но не стоит забывать, что производство — это всегда сложности, порой — непредвиденные. Поэтому первоочередная задача всегда одна и та же — поддерживать достигнутый уровень производства, не позволять ему опускаться ниже поставленной планки. Это в первую очередь касается качества продукции, уровня автоматизации и многих других производственных параметров.

Вторая постоянная задача — идти вперед, развиваться, совершенствовать технологические процессы, систему управления. Есть много вопросов, над которыми надо думать и принимать решения.

Суб header:  Уходящий год оказался жарким, но успешным
Рубрика : / итоги
Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;