Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Три образа Британии

Слухи о моем сокровище тихо бродили от подъезда к подъезду типовых пятиэтажных домов нашего квартала, пока не дошли до квартиры хулиганистого парня годов тринадцати от роду. Нам он казался совсем взрослым и уже, неслыханное по тем временам дело, курил. «Покажи!» – голос парня был требователен и не оставлял пути к отступлению. Я достал «римский рубль», опасаясь за сохранность, и поэтому пробормотал, что отец про эту монету знает. Молва сделала свое дело, парень хотел иметь диковинный «рубль» у себя. «Давай меняться, рубль за рубль», – это скорее был ультиматум, а не предложение. Я отчаянно замотал головой, понимая, что меня обманывают. Еще секунда, и я лишусь самого дорогого в своей маленькой детской коллекции. На счастье, меня позвали домой и, выхватив из его рук монету, я побежал к подъезду.

Британский пенни 1967 г. — «римский рубль».Парень оказался настойчив. Стоило мне выйти во двор, он появлялся и третировал меня вопросом — когда мы будем меняться? Однажды он даже показал мне свою коллекцию. Как сейчас помню цепочку рублевиков тысяча семисотых годов. Портреты императоров и императриц… монеты все темные, но изображения очень четкие. Парень сказал, что нашел все это на берегу реки и еще найдет, поэтому я могу выбрать любой рубль за мой «римский». Чем дальше идут годы, тем отчетливей я осознаю, что за монеты вертел в руках, торгуясь за свой «римский рубль». Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел, Петр I. «Вот за эту», – понимая, что с обменом все равно не отстанут, пробормотал я и показал на рубль Петра Первого 1723 г. Мне очень понравился портрет — император в мундире и горностаевой мантии. «Ну нет», – заявил парень, это слишком, возьми другой, тоже этого года. Другой рублевик с портретом без мундира, в какой-то, как мне показалось, матросской курточке выглядел менее эффектно. Я замотал головой. «Ну тогда давай что-нибудь еще?» Я открыл коробку с иностранными монетами, парень хотел заграничную. Он быстро запустил туда руку и, к моему крайнему неудовольствию, достал еще одну «драгоценность» — канадскую монету с оленем. «Вот эту беру». И сделка совершилась. Домой я шел в смятении от содеянного, две за одну, наверняка этот взрослый парень надул меня, отец не одобрит, это точно. К моему удивлению, все обошлось. Родители внимательно осмотрели монету, отец потом что-то долго рассказывал о Петре Первом, скорее всего, по роману Алексея Толстого, который любил перечитывать, в общем, меня не ругали.

Уже потом я понял, что такое ценности истинные и мнимые. Дорогой мне «римский рубль» оказался обычной разменной английской монетой в один пенни с портретом королевы Елизаветы, которые тогда еще ходили в Англии. Никакой ценности он не имел, канадские четвертаки с оленем и до сих пор в обращении, а вот рубль Петра Первого этого типа уже давно и прочно вошел в элиту памятников российской нумизматики.

Через какое-то время во дворе меня снова увидел счастливый обладатель «римского рубля». Он подозвал меня и предложил через отца купить все остальные рублевики восемнадцатого века. Я долго уговаривал родителей, которые были в ужасе от одной мысли о покупке каких-то монет. В конце концов, отец дал согласие посмотреть. Парень был краток, за каждый рубль он хотел «по трешнику». Получалось почти 25 рублей. Не передать, как мне хотелось купить эти рубли, но отец был другого мнения. Он не понимал коллекционеров, и сумма, при месячной зарплате инженера в 110 рублей, казалась ему чрезмерной. Шел 1970 год.

Спустя семь лет я снова встретил обладателя рублевой коллекции, он только что вернулся из колонии, хотел выпить и готов был продать все что угодно. «Осталось чего?» – спросил я, стараясь казаться уверенным и повзрослевшим. «Посмотрю», – сказал он и отправился искать коробку с монетами. Я мечтал снова увидеть прекрасные профили императриц, матросскую блузу Петра, загадочную надпись на рублевике Павла Первого…

Он отсутствовал около получаса, вышел, сел на скамейку. В руках, исколотых татуировками, была коробочка из-под чая, в ней гремели монеты. «На, смотри». Какое разочарование, пара тогда совершенно не ценимых коллекционерами николаевских рублей, пара советских полтинников, медная мелочь в характерной речной окиси, и всё.

«А где рубли?» — «Все тут, надо было тогда покупать, — усмехнулся он и пощелкал пальцем по горлу. — На бутылку дай?» Коробочка, оцененная в 3 рубля 62 копейки, столько тогда стоило пол-литра водки, перекочевала ко мне. Дома я разобрал содержимое. На дне коробки среди зеленой меди лежал мой «римский рубль»… Тогда я не думал, разглядывая в который раз фигуру с трезубцем, что мне доведется прикоснуться к тайне происхождения этого символа, тайне Британской империи.



* * *

В 1660 г. в Англии произошла реставрация монархии. На престол под именем Карла II возвратился правитель из династии Стюартов. Но изменения, произошедшие за годы Английской революции и правления Оливера Кромвеля, оказались необратимы. При всем желании король не мог управлять методами абсолютистской монархии. Стремительно развивались капиталистические отношения, Англия соперничала с Испанией и Голландией. Эти «торговые войны» были борьбой за рынки сырья и сбыта товаров. Начинался новый этап колониального раздела мира.

Серьезные изменения произошли в технике монетного производства. Были изобретены ручные механические прессы для чеканки монет. «Машинная» технология чеканки дает возможность выпускать экземпляры более высокого качества. Прежде всего это коснулось портретных монет. Впервые на механическом прессе Питера Блонда были отчеканены монеты Оливера Кромвеля 1656 г. Их отличала великолепная проработка деталей. Волосы на портрете правителя, складки тоги, детали герба – все было такого качества, как будто вручную делал доводку гравер. Тем не менее по возвращении на престол Стюартов первые два года монеты чеканились в старой технике, символизируя вольно или нет возврат к прошлому. Изменения начались в 1662 г. с появлением серебряных, а потом и золотых номиналов машинной чеканки.

В 1672 г. в новой технологии были отчеканены первые медные монеты, достоинством в полпенни и фартинг. Они не были полноценными платежными средствами, само слово «фартинг» означало «доверие», призывало верить на слово объявленной ценности в четверть английского пенни. Именно на этих вспомогательных номиналах появляется впервые аллегорическая женская фигура. Развернутое влево изображение представляло композицию из нескольких составляющих. В основу ее был положен шар, к которому прислонена барочная картушь, в центре которой в овале помещен «Юнион Джек», эмблема английского флага. На шаре восседала женщина в широких ниспадающих одеждах. Показательно, что на обеих монетах — фартинге и полпенни — одежда изображена с большими отличиями, видимо, работали разные мастера, а строгого канона еще не существовало. Головной убор дамы представляет скромную шапку, по-видимому, конусообразный колпак, завершение которого, похожее на косичку, торчит из-за головы. В левой руке дама держит небольшое копье, в правой, повернутой к себе ладонью, — сжимает оливковую ветвь, символ миролюбия. По обрезу монеты помещена надпись «Британия».

К чему такие подробности, удивится непосвященный: ветка, колпак, копье. Какое это имеет значение? Самое важное. Эти атрибуты создают семантику образа. Итак, перед нами Британия в образе женщины, восседающей на земном шаре, намек на территориальные притязания, демонстрирующей миролюбие и готовность постоять за себя. Таков смысл символа, помещенного на самых «народных» младших номиналах английской монетной системы.



Оловянный полпенни с медной вставкой. 1687Откуда пришел этот образ на монеты XVII века?

Внешний вид и латинская надпись не оставляют сомнений — из времен римского господства в Британии. Страна бриттов, покоренная римскими легионами, была превращена в провинцию Римской империи. В традициях римского монетного дела, провинции часто изображались в виде женских фигур, как правило, символизирующих покорность. Английский нумизматический каталог «Spink» дает нам примеры бытования образа Британии на римских монетах.

Вот она на монетах императора Адриана (117–138 гг. н.э.): сидящая поза, большой щит с рогатиной посредине. В изображении на сестерции в руке Британии копье, другой рукой она в задумчивости подпирает щеку – поза ожидания. На следующей монете — ассе — Британия сидит, облокотившись на щит. Но, пожалуй, более всего близки в качестве прототипа для монет XVII в. экземпляры, отчеканенные при императоре Антонине Пии. Британия восседает на каменной горке, опершись левой рукой на щит. В правой руке фигуры – штандарт легиона.

Поза ног у античной Британии и расположение имени в монетном поле почти совпадают с изображениями на монетах времен короля Карла II. Гравер XVII в., несомненно, взял за основу композицию на римской монете, изменив некоторые детали. Знаменное древко уступило место оливковой ветви. Миролюбивая поза сидящей женщины не предполагала наличия оружия, поэтому требуемое по заказу копье разместилось у левого предплечья женской фигуры, придав композиции некоторую смысловую легкомысленность.

В правление преемника короля Карла II — католика Якова II фартинги и полпенни стали еще более «доверительными». Их чеканят из олова для нужд разменной торговли. Символика образа на монетах остается прежней, из-за специфичного монетного материала страдает качество чеканки. Это были худшие времена для будущего символа Британии. В 1688 г. короля Якова смещает с трона голландский принц Вильгельм Оранский, зять короля. Он правит вместе с женой, дочерью Якова II, как Вильям III. Свергнутый король спас свою жизнь, сбежав во Францию к королю Людовику XIV.

Во время двойного правления Вильяма III и Марии в 1694 г. монетам с изображением женской фигуры вернули медное обличие. Постепенно изменяется прическа Британии, исчезает колпак, замененный сложной укладкой, и традиционный хвостик теперь всего лишь локон прически, который вскоре исчезнет.

Фартинг королевы Анны, единственная медная монета, чеканившаяся в годы ее правления. 1714В правление королевы Анны (1702–1714 гг.) композиция с Британией помещается единственный раз на фартингах 1714 г. Тем не менее изменения, произошедшие в образе, велики. Британия в новом по моде тех лет приталенном платье. Копье уменьшается в размерах и превращается в посох с набалдашником. Королева Анна мало интересовалась политикой, тем не менее именно в годы ее правления была война за испанское наследство, прошло объединение Англии и Шотландии, давшее стране новое название — Великобритания.

В 1714 г. произошла смена династии. На престоле оказался правнук короля Якова Георг I, курфюрст Ганноверский. Больше чем сто лет в Англии престол занимали короли с этим именем. Одни из них прославили Великобританию, другие мало интересовались политикой вообще и английской в частности, способствуя тем самым развитию британского парламентаризма. Германские корни Ганноверской династии тем не менее являлись важнейшим внутриевропейским политическим фактором.

Изображение Британии сохранилось на монетах и не претерпело практически никакого изменения с времен королевы Анны вплоть до последних лет XVIII в. В 1797 г. выходит в свет оригинальная серия из двух монет в 2 пенса и 1 пенни с композицией «Британия». Они были отчеканены на новом паровом прессе Боултона и отличались более тонкой проработкой деталей композиции. В 1799 г. возобновляется чекан монет в полпенни и фартинг. В 1806–1807 гг. эти номиналы принимают видоизмененный дизайн. Внимательно изучив детали изображений, приходим к выводу, что монеты фиксируют важные политические изменения. Британия пересела с земного шара на берег моря или даже на остров, как на выпусках 1799 г., сменила одежды и вместо копья взяла в руки трезубец. На горизонте моря появился корабль, получалось, что оливковую ветвь мира Британия протягивает именно ему. Вопрос в том, чей это корабль. Свой или, к примеру, испанский? В начале XIX в. Великобритания становится ведущей мировой морской державой. После победы в 1805 г. в Трафальгарской битве над испанским флотом у Англии на море соперников не осталось. Появление морской тематики в композиции приводит к смешению образов. Исторически Британия – персонаж земной, возродившийся как символ Англии, но интересы политики заставляют вручить ей трезубец, символ господства над волнами. Оливковая ветвь в таком случае становится лишней, ни о каком миролюбии в правление Георга III речь не шла. Требовалось обоснование новой символики. Видимо, поэтому 1807 г. стал последним в чеканке медных монет с миролюбивой фигурой женщины, символизирующей теперь мировую морскую державу.

Есть и еще один нумизматический памятник этого периода, торговый доллар 1804 г. В знак торговых намерений композиция дополнена рогом изобилия. Монеты с этой датой чеканились до 1811 г. Сырьем для них служили испанские песо, монеты в 8 реалов, символ победы над врагом.

В 1811 г. в связи с болезнью короля было назначено регентство. До 1820 г. монеты с именем Георга III, получившие новый вес и оформление в результате реформы 1816 г., выпускались регулярно, но среди них не было ни одной с женщиной, встречающей корабль на берегу моря…

Чеканка медных номиналов с изображением сидящей женской фигуры возобновилась в 1821 г. Но что это? Светская дама, ожидающая корабль, исчезла. Вместо нее восседает амазонка – воительница в греческом шлеме. На фартингах, появившихся первыми, изображение воительницы развернуто вправо, трезубец на вытянутой руке поставлен на боевую изготовку, море исчезло, где-то за спиной амазонки маячит оливковый куст. У ног ее притаился британский лев. Исчезает надпись «Британия», вместо нее по кругу монеты – продолжение королевского титула. На появившихся в 1825 г. монетах в 1 пенни, полпенни, фартингах 1826–1830 гг., половинках и третях фартинга, чеканенных для колоний, композиция несколько упрощена. Исчезла голова льва – еще одного британского символа — и оливковый куст. Нижнюю часть монетного поля занял нейтральный орнамент.

Менялись правители, детали оформления, но тип «воительница в шлеме с трезубцем» продолжал неизменно существовать вплоть до 1970 г., символизируя морское могущество Великобритании. Большинство и не заметило, что произошла смена образов и женская фигура на монете уже не может называться «Британия», но кто тогда это?



***

Работая над темой о греческих монетах новейшего времени, я обратил внимание на некоторые факты. В начале XIX в. Англия принимает активное участие в средиземноморской политике. По условиям Венского конгресса 1815 г. она получает остров Мальта и протекторат над Ионическими островами, населенными греками. Долгое время островами владели венецианцы. Потом здесь хозяйничали турки и французы. Однажды у Ионических островов была и российская администрация. Но в итоге острова перешли под английскую опеку.

Первые монеты английского протектората как бы совмещают старое и новое. На одной стороне у них помещен крылатый венецианский лев, на другой —
композиция с женской фигурой в несколько измененном против образца 1806 г. виде. Одна рука у дамы в высоко приталенном платье сжимает поставленный вертикально трезубец, другая рука опущена на колено. Оливковый куст также присутствует на монете, но это уже не символ мира, а местное растение. Надпись «Британия» сохранена.

Перед нами переходный тип, опробованный в чекане подмандатной территории. Трезубец уже поднят, но латы еще не надеты.

Может быть, приобретение новых владений побудило активный интерес в английском обществе к истории и культуре классической Греции. Этому способствовали путешествия и поэмы лорда Байрона, которыми зачитывался модный лондонский свет. Новое открытие колыбели европейской цивилизации – древнегреческой культуры – привело к грабежу памятников древности, совершавшемуся во имя спасения достояния культуры. Как следствие – невиданные пополнения фондов Британского музея и частных коллекций. Античность снова вошла в моду. Вероятно, эти и другие факты могли подтолкнуть англичан к замене образа миролюбивой светской дамы на образ воинственной античной амазонки. Так или иначе, в 1821 г. на английских монетах появляется фигура женщины-воительницы. Такая же воительница образца 1825 г. появилась в 1834 г. на реформированных монетах Ионических островов. Сохраненная здесь надпись «Британия» уже не является объяснением изображения. Это название метрополии, понятное местным жителям наряду с венецианским гербом. Кстати, это единственное употребление старой надписи. Нигде больше на английских и колониальных монетах фигура в античном шлеме «Британией» прямо не называлась.

В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, чей образ изображен на монетах. Первым претендентом считается Афина-Паллада. Все правильно, воительница, греческий шлем, но богиня конфликтовала с богом морей Посейдоном и поэтому символом покорения морских волн — трезубцем обладать не могла.

Есть еще один претендент в греческой мифологии — нимфа Фетида. Несмотря на скромный статус — это очень важная персона. Фетида, мать великого воина, неуязвимого (кроме пятки) Ахиллеса, она доставила ему латы под осажденную Трою, она дочь моря, покровительница греческих мореплавателей. Была ли она воительницей? Нет, но в память о сыне сохранила и могла надевать военную амуницию. Трезубец Посейдона в ее руках важный и обязательный аргумент против бурь и штормов. Таким образом, на английских монетах после 1821 г. может быть изображена покровительница мореплавателей — античная Фетида. Именно она воплотилась в образе воинственной Британской монархии XIX–XX вв. Контаминация (перевоплощение) героини была продиктована политической необходимостью, созданием легенды о Великобритании как владычице морей. Так гречанка стала англичанкой. Не случайно популярный в позапрошлом веке гимн имел слова: «Правь, Британия, морями…»

Воинственный символ становился все важнее. С 1836 г. он помещен на серебряной монете в 4 пенса – гроте. С 1860 г. выходит в обращение серия с новым портретом королевы Виктории. Решено вернуться к идее «сидящей у моря», что служит еще одним аргументом в пользу Фетиды. На монетах фигура по-прежнему развернута вправо, морской пейзаж дополнен парусником и маяком. После 1895 г., когда парусный флот стал окончательным анахронизмом, парусник и маяк исчезли. В таком виде без изменений фигура Британской Фетиды и дожила до 1971 г.

Британский доллар 1929 г.Несколько раз символ Великобритании заставляли вставать. На британском долларе 1901–1936 гг., чеканенном для колоний, женщина-воин стоит в величественной позе победителя. Ветер, наполнивший паруса корабля, развевает плащ амазонки. Греческий меандровый орнамент по краю монеты подчеркивает преемственность древней и новой мировых цивилизаций. Стоящая на защите интересов империи воительница помещена на шиллингах времен короля Эдуарда VII. Эта композиция в ее модерновом дизайне активно используется на современных монетах.

Современная версия превосходна только на первый взгляд. Впервые она была помещена на серии золотых монет 1987 и последующих годов. Ураган треплет полупрозрачное платье героини так, что виден силуэт ног. Длинные волосы, чудесным образом вывалившиеся из-под тяжелого гоплитского шлема, развеваются по ветру, и только тонкая оливковая веточка в руке вооруженной особы не шелохнется, как при полном штиле. Опершись одной рукой на воткнутый в землю трезубец, другой рукой она пытается удержать щит, прикрывая им себя сзади. Воительница еще совсем юная, об этом говорит ее лицо и фигура, но она взялась противостоять свирепой стихии. Зовут эту воительницу, не удивляйтесь, «Британия». Но это совсем не тот исторический персонаж, а его третья современная, очень спорная реминисценция.

Почти классическая трактовка образа тем не менее остается на монетах Великобритании. Ее можно увидеть на современных 50 пенсах 1971 и последующих годов. Художник взял за основу переходный тип 1821 г., придав изображению более миролюбивый характер. Воительница на отдыхе. Она сидит на камне, к которому прислонен щит с британской эмблемой. Трезубец покоится на плече, в руке все та же оливковая ветвь — символ мира. Снова на монете присутствует фигура льва, главного символа имперского могущества. Он спокоен. В современном мире Великобритании серьезно никто не угрожает.



Так что же все-таки за персона помещена на английских монетах?

Ситуация запутанная. Отойдя от канонического образа Британии как национального символа, появившегося еще в эпоху Римской империи, возрожденного в XVII в. и олицетворяющего собой «старую добрую Англию», англичане в угоду своим политическим устремлениям в начале XIX в. наделили символику чертами античной мифологии, покровительствующей войне и водной стихии, сохранив в бытовом понимании прежнюю трактовку. Это привело к смешению образов. Называть изображение женщины-воительницы на монетах последних двух столетий «Британией» исторически неправильно. Старый образ «дамы в платье» не использовался с 1807 г. Новому, воинственному, не подходит прежнее название. И если уж фигура греческой нимфы, исторически наиболее подходящая для этого символа, кажется незначительной, то к привычному слову «Британия» для уточнения трактовки образа следует добавить эпитет «имперская». Так будет правильнее.

Суб header:  Сидя или стоя, с оливковой ветвью или трезубцем, эта женская фигура на протяжении трех с половиной веков олицетворяет могущество и величие британского государства
Рубрика : / нумизматика/связь времен
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;