Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Посмотреть, почитать, проверить

Посмотреть, почитать, проверить

Экспозиция

Хранители коллекции Музея истории денежного обращения «Конрос», расположенного неподалеку от станции метро «Черная речка», являются в то же время и его организаторами.

И основное отличие атмосферы этого частного музея от правил традиционных хранилищ – в том, что экспонаты здесь можно и нужно брать в руки, разглядывать через увеличительное стекло, слушать их звон, чувствовать на ладони их тяжесть и ощущать непрерывность исторической традиции.

Музей, разместившийся в здании Аукционного дома «Конрос», открыт в 1996 году. В его экспозицию включены золотые, платиновые, серебряные и медные монеты императорской России, античные монеты, российские ордена и медали, настольные медали СССР и России.

Посетители любого возраста и любой степени нумизматической подготовки имеют возможность ознакомиться с такими раритетами, как ефимки Алексея Михайловича, сребреники Владимира I, рубли работы выдающихся медальеров Дасье и Гедлингера, с полным комплектом мемориальных императорских монет, включая «семейный» полуторарублевик, с региональными монетами. Помимо основной экспозиции, для исследовательской и учебной работы открыты богатые музейные фонды.

Ход экскурсии и ее содержание могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки посетителей. Детские группы и начинающих коллекционеров в первую очередь привлекают экспонаты, имеющие необычный внешний вид: копия екатеринбургской гривны-платы 1726 года, копия килограммовой рублевой платы 1725 года, необычно тяжелая для своего размера платиновая монета достоинством 12 рублей, ефимки с признаком, новоделы «медального рубля» Лжедмитрия I и пробного рубля Алексея Михайловича, сибирские монеты, различные виды монетных браков и так далее.

Килограммовая медная пластина обязательно пускается по рукам, вызывая у посетителей неизменный интерес. Кстати, во времена Петра I один килограмм меди стоил примерно 1 рубль, на такую монету можно было купить две коровы, поросенка и на сдачу – кружку выпивки.

27_2.jpgЕсть среди экспонатов музея и самая первая «эгинская» монета (VII–VIII века н. э.), похожая на черепашку. Экскурсоводы рассказывают посетителям, как в каменной плитке вырезали углубление в форме черепашки, нагревали кусочек серебра и металлическим прутом запрессовывали его внутрь углубления. Так примитивно делалась первая драхма, от названия единицы веса и пошло название этой монеты.

Античная история оживает в лицах греческих и римских правителей, сквозь столетия глядящих на нас с древних монет: вот Афина Паллада на красивой греческой монете времен Перикла, вот Александр Македонский на монете периода эллинизма, вот невзрачная пластинка неправильной формы – свидетель заката Византийской империи. Тоненькие односторонние монеты-брактеаты европейского Средневековья, голландские золотые дукаты, богемские талеры (один из них – с вмятиной от пули, попытки установить ее природу дополнительно подстегивают воображение посетителей: может быть, в нее стреляли гусары во время холостяцкой попойки? а может, эта монета спасла чью-нибудь жизнь, став преградой для смертельного заряда?).

Еще один популярный экспонат, связанный с колонизацией европейцами других стран, – монета, отчеканенная в открытом море. В XVI веке испанцы, плывшие из Америки на нагруженных драгоценными металлами кораблях, для экономии времени печатали монеты на импровизированных «плавучих» монетных дворах, устроенных прямо на судах, поэтому оттиски на монеты часто ложились неровно (что отнюдь не умаляло их ценности).

Отдельную часть экспозиции музея составили образцы поддельных монет и медалей, сгруппированных в зависимости от технологии их изготовления. Экспозиция включает сотни поддельных монет и медалей, изготовленных литьем под давлением, отчеканенных поддельными штемпелями, имеющих следы перегравировки и т. д. На основе анализа этой части экспозиции создана книга «Подделки российских монет», которая рассказывает о подделках, имитирующих подлинные российские монеты царского и императорского периодов, описывает причины их возникновения, способы изготовления и методы выявления. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом на основе музейной экспозиции.



Библиотека

Более подготовленные нумизматы в зависимости от сферы своих интересов имеют возможность более глубокого и подробного исследования. Существенным подспорьем для исследовательской работы является открытая для свободного доступа библиотека «Конроса», собрание которой включает документы из архивов Берг-коллегии, относящиеся к истории монетного дела: приговоры Правительствующего Сената, репринтное переиздание фундаментального «Корпуса русских монет» великого князя Георгия Михайловича Романова, многочисленные монографии исследователей XIX–XX веков, посвященные истории нумизматики, – П. Винклера, Б. Спасского, В. Узденикова, В. Петрунина и многих других. Кроме того, в библиотеке собраны каталоги ведущих нумизматических аукционов мира за последние два десятилетия.

Любой серьезный музей, помимо открытых экспозиций, фондов, подборки тематической литературы, имеет также отдел экспертизы, предназначенный для правильной атрибуции и проверки подлинности предметов коллекционного интереса. Музейная коллекция незаменима при проведении экспертизы монет и постоянно используется экспертами «Конроса» для эталонной сверки коллекционных предметов. Экспертная лаборатория «Конроса» оснащена, в частности, приборами высокоточного гидростатического взвешивания и установкой для проведения рентгенофлюоресцентного анализа. Для его эффективного использования необходима эталонная база спектров, также сформированная в процессе работы с музейной коллекцией.



27_3.jpgЭкспертиза

Экспертиза предметов нумизматики является сегодня острой и болезненной темой, постоянно обсуждаемой в нумизматическом сообществе, поэтому стоит сделать по этому поводу несколько важных замечаний.

К сожалению, сегодня в эксперты попадает много случайных людей, действующих с большой долей самоуверенности и выносящих категоричные суждения, не подкрепленные сколько-нибудь убедительными доводами. Накопленные погрешности измерений, неквалифицированное применение современных технологий экспертизы, подмена обоснованного экспертного мнения категорическим вердиктом – все это ставит под вопрос компетентность экспертизы и доверие к ее результатам.

Основное требование к лицу, выносящему экспертное заключение, это «ответственность за обоснованность заключения – материальная, административная, а в отдельных случаях и уголовная. Заключение без принятия ответственности есть не что иное, как безответственное заявление, как бы внушительно оно ни было оформлено», – формулировка из книги «Подделки российских монет».

Правила нумизматических аукционов подразумевают, что уже сам факт выставления коллекционного предмета на торги является гарантией его подлинности. Если у покупателя возникают сомнения – ему возвращают деньги, причем с продавца деньги не взимаются. Таким образом, аукционный дом несет финансовую ответственность за заключения, выданные его сотрудниками. Разумеется, речь здесь идет о серьезных аукционах, давно присутствующих на нумизматическом рынке и заслуживших надежную репутацию, а не о размножившихся в последние годы аукционах-однодневках.

Для определения подлинности той или иной монеты необходима технико-технологическая и музейная экспертиза. Технико-технологическая экспертиза в свою очередь делится на два этапа. На техническом этапе в первую очередь определяется соответствие оригиналу различных технических параметров: веса монеты, ее размера, пробы металла и т. д. Вес монеты определяется с помощью высокоточных весов (с указанием конкретного инструмента, использованного при каждом измерении). Гидростатическое взвешивание используется для определения плотности предмета, метод рентгенофлюоресцентного спектрального анализа позволяет определить количество каждого металла в монетном сплаве.

Следует, однако, заметить, что частные методы рентгенофлюоресцентного анализа, используемые в различных отраслях промышленности, не дают необходимой для нумизматики точности измерений и могут использоваться только с большой степенью условности. Более продуктивным является метод сравнения полученного графика со сформированной базой эталонных спектров и сопоставления с монетами того же или близкого монетного передела. Как уже говорилось выше, и формирование эталонной базы спектров, и сравнительное сопоставление невозможно без обращения к музейным фондам.

Далее, на технологическом этапе экспертизы устанавливается соответствие технологии изготовления образца технологии изготовления оригинала. Опытный эксперт может определить не только признаки, характерные для литья, штамповки и гальванокопии, но и способ гурчения, заметить следы доработки изображения штихелем и многое другое.

27_4.jpgЗная последовательность технологических приемов, применявшихся в разные времена на разных монетных дворах, можно с большой степенью вероятности отличить подлинник от подделки.

Методика музейной экспертизы монеты основана на комплексном штемпельном анализе. Суть его состоит не просто в поиске отличий от некой «эталонной» монеты (отдельный вопрос – что считать эталоном? Если задаться целью найти монету, изготовленную той же самой штемпельной парой, то во многих случаях ее поиск будет просто безнадежной задачей; например, в 1819 году для серебряного передела было изготовлено 2396 рабочих штемпелей). Главная задача эксперта – обнаружив различия от имеющихся в его распоряжении подлинников, правильно их оценить.

Дело в том, что найти две визуально тождественные монеты практически нереально. Кроме множества вариантов, вызванных различиями рабочих штемпелей, каждая конкретная монета имеет особенности прочеканки, обращения, условий хранения, не говоря уже о возможных следах чистки и реставрации.

Приступая к исследованию, эксперт должен изучить особенности тех монетных переделов, которые свойственны данному типу монет по времени и месту выделки.

Прежде всего, это относится к особенностям инструментального производства. Классическая схема, когда образцовая форма с частью изображения используется для изготовления нескольких маточников, при посредстве которых эта часть рельефа наносится на рабочие штемпели, – применялась не всегда. В процессе работы штемпели подвергались чистке, дорабатывались, иногда весьма значительно. Поэтому при выявлении признаков отличия и сходства исследуемого экземпляра с подлинными монетами данного типа, имеющимися в распоряжении эксперта, он должен в первую очередь обратить внимание на формообразующие признаки, затем на штемпельные различия и проанализировать причины их появления.

Применяемое монетными дворами оборудование влияет на внешний вид изготовленных с его помощью монет. Продукция винтового пресса-балансира с ручным приводом отличается от более поздней – с применением лошадиной или водяной тяги. Оборудование Боултона и паровая тяга придают монетам новую фактуру, оборудование Ульгорна вновь ее изменяет. Очень разнятся серебряные монеты московских и петербургских дворов, отличаются медные выпуски Екатеринбурга, Аннинска, Сузуна и т. д.

Очень важное значение имеет исследование гурта монеты – повторить гуртильный инструмент и использовать его с теми же приемами и в той же последовательности, что и на монетных дворах, – наиболее сложная для фальсификатора задача.

Большую помощь эксперту окажут навыки архивной работы. Для отдельных периодов важны документы, не вошедшие в фундаментальный «Корпус русских монет» Георгия Михайловича: документы из Свода законов Российской империи, доклады и приговоры Сената и Берг-коллегии и другие до сих пор частично не опубликованные документы.
Еще раз подчеркнем, что эксперт – ни в коем случае не судья, выносящий итоговое «решение». Ценность и обоснованность экспертного заключения состоят в четком соответствии полученных данных сделанным выводам, выносить итоговый безапелляционный вердикт – методологическая ошибка.



27_5.jpgИздательская деятельность

Коллекция Музея истории денежного обращения описывается в музейном путеводителе «Монеты России в экспозиции Музея истории денежного обращения «Конрос», начиная с монет домонгольской Руси, монет удельных княжеств и Московской Руси и заканчивая монетами царствования Николая II. Отдельные разделы издания посвящены памятным российским монетам, региональным выпускам, монетам для заграничных платежей, новоделам и перечеканам, что отражает логику размещения экспонатов музейной коллекции.

Помимо справочных пособий для коллекционеров разной направленности, в издательстве «Конрос-информ» издан фундаментальный базовый каталог «Монеты России 1700–1917», содержащий более трех тысяч оригинальных изображений монет из числа прошедших на аукционах «Конрос». Каталог монет снабжен большим количеством справочной информации и имеет электронное приложение, включающее более полумиллиона изображений монет и открытое для свободного доступа в Интернете. Он является основой для регулярно обновляемых справочников-ценников, позволяющих быстро определить текущий порядок цен на ту или иную монету в зависимости от ее сохранности. Издается научно-популярная литература по нумизматике, большой популярностью у нумизматов пользуются книги «Монетное дело Российской империи», «Подделки российских монет» и другие издания.

Очные аукционы и еженедельные интернет-аукционы «Конрос» позволяют регулярно пополнять базовый каталог, обновлять информацию справочников-ценников, а также пополнять музейную коллекцию – некоторые аукционные лоты иногда становятся музейными экспонатами.

В книге «Монетное дело Российской империи» исследуется монетное дело России со времени его зарождения при Петре I до конца правления Николая II.

Подробно рассматриваются периоды царствования каждого правителя, дается развернутое описание и анализ причин, которые так или иначе влияли на монетное дело, а также исследуется обратное влияние изменений в денежном обращении на различные стороны общественной жизни. Приводится большое количество оригинальных фотографий монет из собрания Музея истории денежного обращения.

Музейная коллекция, фонды, базовый каталог и библиотека «Конроса» открыты для исследовательской и учебной работы.

Посетить музей можно по будним дням с 11.00 до 19.00, знакомство с музейными фондами – по предварительной заявке по тел. (812) 496-25-16, вход в музей бесплатный.

Суб header:  В экспозицию музея аукционного дома «Конрос» включены золотые, платиновые, серебряные и медные монеты императорской России, античные монеты, российские ордена и медали, настольные медали СССР и России
Рубрика : / нумизматика/музей
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;