Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Мемориалы Победы: звонкое эхо сражений

Мемориалы Победы: звонкое эхо сражений

Кажется, все началось с памятных медалей в честь побед над Швецией (среди них самая известная – медаль, выпущенная в 1703 году массовым тиражом после победы русских галер над шведской флотилией в устье Невы, с надписью «Небываемое бывает»).

Известно, что офицеры, участвовавшие в бою, получили золотые медали «с цепями», а солдаты – серебряные медали с тем же рисунком, но без цепей. На одной стороне медали был отчеканен портрет Петра I, а на другой – фрагмент боя (с гравюры художника-современника) и надпись: «Небываемое бывает. 1703».

Очень возможно, что Петр выпустил эти медали «в пику» сопернику – шведскому королю Карлу XII, который сходным образом «отметил» первую победу над русскими под Нарвой в 1700 году. Коллекционерам давно известны тогдашние медали (заказанные шведским королем немецкому медальеру Ф.Г.Мюллеру) с пафосными надписями: «Tandem bona cavsa triumphat» («Наконец правое дело торжествует») и «Ob rvssos fvgatos et narvam liberat. 1700» («…потому что русские были обращены в бегство и Нарва освобождена. 1700»).

Заметим, что уже в 1704 году Петр взял реванш под Нарвой и в честь заслуженной победы также выпустил серебряную медаль (изготовленную русским мастером Федором Алексеевым) с даже более трогательной надписью: «Не лестию, но оружиемъ с памощию вышаего приемлется», «Нарва.1704».

И в дальнейшем наградные медали очень часто заменяли «денежные премии» для офицеров и особенно солдат – и наконец плавно перетекли уже в собственно памятные монеты, которые регулярно чеканились Монетным двором и выпускались в регулярное (или ограниченное) обращение.

Символика нового времени

В нумизматических «сюжетах» в новые времена все реже фигурировали самодержцы – но в целом смысл оставался прежним: монеты и памятные медали как бы повторяли наиболее важные события истории. Безусловно, монеты и медали даже лучше, чем книги или памятники, способны были сохранить «дух времени». И в самом деле: от многих памятников не осталось и следа, а вот монеты бережно хранятся коллекционерами.

Владимир Уханов, коллекционер, нумизмат, кандидат экономических наук:
«Идея изображать монументы и памятники на монетах представляет собой дань традиции русского монетного дела: на реверсах многих памятных серебряных монет Российской империи изображались именно монументы. На юбилейных монетах СССР памятники также изображались достаточно часто, одними из первых были «Воин-освободитель» в Берлине и монумент «Родина-мать» в Волгограде на монетах, посвященных 20‑й и 30‑й годовщинам Победы. Обе монеты очень выразительные, медальерам ЛМД замечательно удалось передать величие и энергетику запечатленных на монетах памятников. Аверс монеты 1965 г. по своему дизайну напоминает серебряный рубль регулярного чекана 1924 г., что подчеркивает преемственность советской традиции монетной чеканки. Интересно, что на вышедшей в 1965 г. первой советской юбилейной монете был изображен памятник, расположенный за пределами СССР – в центре Берлина, освобожденного Красной армией в мае 1945 г. Позже расположенные за рубежом памятники на монеты СССР не попадали»

Так, таким «вечным сюжетом» стал, например, известный советский триптих, состоящий из монументов «Тыл – фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет» в Волгограде на Мамаевом кургане, и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. В 2020 году, к 75‑летию Победы, был воздвигнут еще один столь же значительный и символичный монумент – Ржевский мемориал Советскому Солдату. Расскажем подробнее о каждом из них, а также о монетах, на которых они изображены.

Мамаев курган

На этом знаменитом холме в Волгограде во времена генсека Леонида Брежнева (который воевал и знал «вкус войны» не понаслышке) в 1967 году был открыт мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Созданный под руководством Е.В. Вучетича монументальный и величественный ансамбль хранит для потомков историю об отваге, стойкости и беззаветном мужестве защитников города, которому было суждено стать символом «великого перелома» в Великой Отечественной войне.

Монеты с изображением памятника «Родина-мать зовет!» выпускались неоднократно как в советское время (массовый тираж однорублевой монеты), так и в новой России к юбилеям Победы в войне и в Сталинградской битве (как в наборах, так и отдельно).

Так, на реверсе серебряной монеты «Мамаев курган», выпущенной в 2015 году, в центре диска – изображение скульптуры «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде, вверху вдоль канта – надпись: «СИМВОЛЫ РОССИИ», внизу слева – надпись в две строки: «МАМАЕВ КУРГАН», справа – лавровая ветвь, на втором плане – панорама города. Монета отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе, ее авторы – художник Е.В. Крамская и скульптор А.Н. Бессонов.

К 70‑летию Победы

Как бы в продолжение темы, в честь 70‑летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, в 2013 году ЦБ России выпустил три монеты: золотую, серебряную и из стали с латунным гальваническим покрытием. Золотую монету номиналом сто рублей отчеканили на Санкт-Петербургском монетном дворе, серебряную и стальную – на Московском монетном дворе. Для реверса золотой монеты «70‑летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» художник Л.А. Евдокимова и скульптор Ф.С. Андронов создали композицию, в которой на зеркальном нижнем сегменте диска – фрагмент барельефа с памятника героям Сталинградской битвы в Волгограде. На матовом верхнем сегменте – силуэт монумента «Родина-мать зовет». Вдоль канта – круговая надпись: «70‑летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве», разделенная внизу звездочкой.

На Московском монетном дворе выпустили монету, дизайн которой разработали художник А.А. Бакланов и скульптор Э.А. Тользин.
На зеркальном поле реверса серебряной монеты номиналом 3 рубля – рельефное изображение монумента «Стоявшим насмерть» на Мамаевом кургане в Волгограде, на втором плане – лестница со стенами-руинами, вдоль канта – та же круговая надпись: «70‑летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве».

На матовом поле диска монеты из стали – рельефное изображение монумента «Стоявшим насмерть» на Мамаевом кургане в Волгограде, на полосе вдоль канта – уже знакомая нам круговая надпись.

Взгляд в прошлое

Ретроспективно интересны и монеты, выпущенные к полувековому юбилею Победы в Великой Отечественной войне (1995). Тогда в Санкт-Петербурге был отчеканен набор памятных монет «50 лет Великой Победы», где были отражены важнейшие вехи Великой Отечественной, отмечены подвиги различных родов войск, а также тружеников тыла. Интересно, что на сторублевой монете, самой старшей в наборе по номиналу, изображен монумент Воину-освободителю, который находится в Берлине в Трептов-парке.

На переднем плане мы видим монумент Воину-освободителю, разбившему мечом фашистскую свастику и растоптавшему поверженного орла – символ нацистской Германии. Основой сюжета для памятника, созданного все тем же Е.В. Вучетичем, послужил реальный случай (и не единичный), когда боец Красной Армии вынес из развалин Берлина немецкого ребенка. Известно, что в постаменте памятника, расположенного в Трептов-парке, хранится книга, где увековечены имена солдат, погибших в боях за столицу Германии.

Надо сказать, что «Воин-освободитель» уже появлялся на юбилейном рубле в честь 20‑летия Победы. Ему же было суждено украсить реверс одной из памятных биметаллических «десяток», которые чеканили еще в 2010‑х.

«…и превратились в белых журавлей»

Еще одно событие прошедшей войны, увековеченное в нумизматике, это сражение подо Ржевом. А точнее – целая серия кровопролитных боев в течение многих месяцев, завершившихся труднейшей победой советских войск.

Когда‑то выдающийся публицист и военный корреспондент Илья Эренбург вспоминал: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого столь печального – неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да за крохотный бугорок».

«Ржевский мемориал», открытый в 2020 году в пяти километрах от Ржева, в Тверской области, – это 25‑метровый бронзовый солдат с автоматом в руке и в распахнутой плащ-палатке, полы которой обращаются в журавлей. У подножия – строгие стальные холмы, на которых более 17 тысяч имен павших подо Ржевом бойцов. Это работа молодых российских мастеров, скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина.
Родившийся через 45 лет после событий подо Ржевом Андрей Коробцов рассказывал, что помогло ему создать образ воина. В мыслях скульптора, по его словам, постоянно звучало стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», потом к нему добавилась песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

«Тема героизма и патриотизма мне была всегда очень интересна, – рассказывает Андрей Коробцов, – еще со времен учебы в Академии живописи, ваяния и зодчества имени Глазунова. Всегда было загадкой, в какой момент человек решается на героический подвиг и жертву. В этом есть что‑то магическое. Мы ориентировались на стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», им вдохновлялись. Повествование идет от имени погибшего солдата, его духа, так сказать. Стихотворение потрясающее, оно трогает за душу. Поэтому мы хотели сделать так, чтобы композиция отражала его суть и настроение. Чтобы солдат был не просто каким‑то истуканом, но чтобы он смотрел на людей, как бы вопрошая: чем закончилась это битва, чем закончилась эта война?»

После победы в конкурсе, когда уже был выбран эскиз, скульптора вместе с архитектором Константином Фоминым пригласили на площадку, непосредственно на поле, где будет стоять памятник.

«Когда все эти полтора миллиона убитых солдат сжимаются до судьбы одного человека, – продолжает Андрей Коробцов, – я не мог удержаться от слез, потому что это действительно страшно. И у меня было ощущение, что все это произошло буквально вчера. Не каждому скульптору выпадает такой шанс. Коли уж он выпал мне, я счел своим долгом отдать все силы на этот мемориал.

Изначально мы с архитектором за основу взяли стихотворение Твардовсккого «Я убит подо Ржевом». Там повествование идет от лица павшего солдата, которого разорвало снарядом и от него ничего не осталось. У нас было сделано более 80 эскизов. В какой‑то момент осенило, и мы вместо лохмотьев шинели попробовали сделать журавлей.

У меня была идея для лица солдата взять за основу портрет своего деда. Но когда я сделал его в рабочей модели, мне показалось, что это не совсем тот образ, который должен быть. Чего‑то не хватало. Тогда я для изготовления портрета взял снимки Великой Отечественной войны – от разных солдат брал какие‑то черты лица, и получился в прямом смысле слова собирательный образ».

«Солдаты, воевавшие подо Ржевом, были долгое время обделены нашей памятью, – говорит Александр Школьник, директор Центрального музея Великой Отечественной вой-ны. – Ржевские бои не вошли в перечень военных побед или успешных операций, многие материалы были засекречены.
А ведь количество убитых, раненых и пропавших без вести составило более миллиона человек. Боевая задача была выполнена: наши войска отвлекли и обескровили силы немецкой группы армий «Центр», оттянув их от Сталинграда. Но ценой этого стали огромные потери. Впечатляющий монументальный комплекс, созданный в мастерской скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина, по своим размерам превзойдет знаменитые памятники советскому солдату в берлинском Трептов-парке и болгарском Пловдиве. Центром его стала 25‑метровая бронзовая фигура солдата на 10‑метровом кургане».

Монета с изображением Ржевского мемориала выпущена в 2020 году. Ее фото, любезно предоставленное автором Михаилом Алексеевым, мы поместили на обложку этого номера журнала.

На зеркальном поле диска – рельефное изображение памятника советскому солдату – центральной части мемориального комплекса в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны на месте кровопролитных боев подо Ржевом 1942–1943 гг., на фоне силуэтов летящих журавлей. Как отметил художник Андрей Брынза в комментарии для нашего журнала, улетающие в небо журавли символизируют образ погибших солдат, возносящихся в мирное небо.

Вдоль канта монеты – надпись: «Ржевский мемориал Советскому Солдату». Художники: Е.В. Крамская и
А.А. Брынза. Скульпторы: А.А. Долгополова и А.Н. Бессонов. Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Изображения Родины-матери и Воина-освободителя уже стали хрестоматийными. В отличие от них, Ржевский монумент только начинает свой путь – в том числе на монетах. По мнению российского военного историка Алексея Исаева, который сравнил памятник подо Ржевом с памятниками в Волгограде и Берлине, их по праву можно поставить в один ряд – и прежде всего благодаря сильному воздействию, которое эти монументы производят на людей.

Рубрика : реверс / память
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;