Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Где готовят медальеров

Занятие в медальерном классе
Медальерная мастерская была открыта на территории Санкт-Петербургского монетного двора – филиала АО «Гознак» в октябре 2016 года. Ее руководителем стал народный художник России, академик Российской академии художеств, профессор Института им. И.Е. Репина, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов.

Продолжение традиций

Медальерный класс стал структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств.

Традиционно студенты скульп-турного факультета на третьем курсе выбирают, в какой мастерской они хотят продолжать обучение. И если до недавнего времени все мастерские предлагали освоить профессию скульптора, то в мастерской под руководством Александра Бакланова у них появилась уникальная возможность освоить профессию художника-медальера. Создание медальерной мастерской позволило возродить традицию профессионального подхода к подготовке художников-медальеров, прерванную сто лет назад. Это возвращение к истории Академии художеств, которая была связана с медальерным искусством на протяжении целых десятилетий.

Впервые такой медальерный класс был создан при Академии художеств в Петербурге еще в конце XVIII века. Однако после революции, в 20‑х годах прошлого века, студию закрыли, и профессиональная подготовка художников-медальеров в России прекратилась. Работать с монетами и медалями художники учились прямо на производстве.

Александр БАКЛАНОВ
Программы подготовки медальеров, существовавшие в начале и середине XIX века, к сожалению, не сохранились, и пришлось разрабатывать их с нуля. Но так или иначе они все равно нуждались бы в совершенствовании и доработке.

Александр Бакланов уверен, что сегодня художник-медальер должен быть разносторонне образованным специалистом. Он должен уметь рисовать и лепить, работать в современных компьютерных программах 3D-моделирования, разбираться в технологии производства монет и медалей, знать тонкости работы с инструментом и особенности обработки металлов.

«Профессиональная подготовка в нашем деле – самое главное, а наш медальерный класс пока единственный в стране. Идея обучать студентов специальности художника-медальера появилась за десять лет до открытия мастерской. Тогда же меня пригласили преподавать медальерное дело на скульптурный факультет. Этот опыт накапливается постепенно. И к моменту открытия мастерской программы обучения были отработаны и оформлены. Были созданы соответствующие современным стандартам документы по всем специальным дисциплинам для подготовки художников-медальеров», – рассказывает Александр Бакланов.

Время становления

В институте все студенты осваивают классические художественные дисциплины: рисунок, скульптуру и композицию, с учетом специфики медальерного дела – геральдику, историю медальерного искусства. Будущие медальеры изучают специальные предметы: технологию изготовления медалей, граверное дело.
При составлении программы спецдисциплины «граверное дело» была использована в качестве основы программа профессиональной подготовки гравера для производства.

Образцы медалей – дипломных работ выпускников медальерного класса
Студенты проходят две практики в год: творческую и производственную. Изучают и практикуются в граверном, литейном деле, учатся резьбе по раковине, занимаются в керамической мастерской.

«В процессе обучения практика играет огромную роль», – подчеркивает Александр Бакланов.

«Работа медальера имеет специфический характер. Нужно не только хорошо рисовать и лепить, но и уметь концентрироваться, быть усидчивым, иметь хорошее зрение. И, конечно, надо любить эту работу», – уверен Александр Бакланов.

Обучение студентов в Институте им. И.Е. Репина длится шесть лет, занятия в медальерной мастерской начинаются с третьего курса. Всего на курсе скульптурного факультета института – 10 человек, из них только 3–4 человека могут поступить в медальерный класс. Кроме того, здесь могут заниматься ассистенты-стажеры. Желающих больше, чем мест, ведь здесь готовят уникальных специалистов.

«Мы не только обучаем, здесь формируется особая среда, мир медальерного искусства, – поясняет Александр Бакланов. – Каждое задание – новая ступень развития. И к концу обучения студенты начинают понимать тонкости медальерного дела, им открывается огромный и привлекательный мир».

Мир медальерного искусства

Выпускники 2020 года прошли полный курс обучения в медальерной мастерской. По словам Александра Бакланова, в своих дипломных работах они продемонстрировали все знания и навыки, полученные за время учебы: изучение темы и сбор материалов по ней; создание эскизов; выполнение лепок из воска.

«Также ребята показали, что они знают технологии производства медальерной продукции, умеют учитывать особенности металла, понимают специфику изготовления инструмента. А главное – они смогли погрузиться в мир медальерного искусства и поняли, что такое медальерная композиция», – отметил Александр Бакланов.

Среди первых выпускников медальерной мастерской – три студента и три ассистента-стажера Института им. И.Е. Репина. Все они выполнили дипломные работы на достойном уровне. Два проекта были отмечены похвалой государственной экзаменационной комиссии.

Образцы медалей –дипломных работвыпускников медальерного класса


Все дипломные медали были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе, поэтому выпускники получили уникальную возможность увидеть результаты своего творчества в виде тиражных изделий.

Выпускной работой Леонида Чернова стала серия медалей, посвященных педагогам-скульпторам Академии художеств 1920‑х годов – В.В. Лишеву, А.Т. Матвееву, М.Г. Манизеру.

Выпускница У Синь темой для итоговых медалей выбрала сюжеты китайского фольклора: легенды о Белой змее, Девятихвостой лисице и Демоне белой кости.

Героями медалей, автором которых является выпускник Бао Цян, стали поэты Китая Ли Бо, Цюй Юань и Тао Юань Минь. Ассистент-стажер Ксения Кряжова посвятила свои выпускные медали президентам Императорской академии художеств И.И. Шувалову, А.Н. Оленину и великой княгине Марии Павловне. Ассистент-стажер Иван Ковалев подготовил серию медалей, посвященных русским скульпторам XIX века М.И. Козловскому, И.П. Мартосу и И.П. Витали. Еще один ассистент-стажер, Хэ Чунь, в качестве темы своей серии медалей выбрал историю Китая: героями его работ стали буддийский мастер Сюань Цзан, поэтесса Ли Цинчжао, путешественник, флотоводец и дипломат Чжэн Хэ.

Рубрика : аверс / медальерное дело
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;