Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
От подарков к коллекциям

От подарков к коллекциям

- Можно ли вообще говорить, что сегодня в России существует рынок памятных монет?

— Прежде всего можно говорить, что
на данный момент рынок принял гораздо более цивилизованную форму, чем было 7–8 лет назад. Рынок в основном сформировался.

Только Сбербанком России за 10 лет продано 3 млн монет общей массой более 80 тонн. В этой работе участвуют более 8  тысяч филиалов и подразделений Сбербанка России.

— Российский рынок монет отличается от зарубежных?

— Да, наш рынок достаточно своеобразен.

Если зарубежные рынки ориентированы прежде всего на нумизматический спрос, то у нас основную часть рынка — более 70 процентов — составляет спрос «сувенирно-подарочный».

То есть монеты покупают в подарок, покупают в качестве сувениров. Именно за счет этого и формируется основной оборот памятных монет в России.

— А за рубежом спрос именно нумизматический? Разве там не рассматривают монеты как своего рода инвестиции, удобный инструмент вложения денег?

— В данном случае в понятие «спрос» можно включить две составляющие: спрос коллекционный и спрос инвестиционный.

При этом за границей для инвестиций используются обычно монеты инвестиционного назначения, с точки зрения нумизматов особого интереса не представляющие.

Они выходят очень большими тиражами. А вот памятные монеты приобретаются в основном в коллекционных целях.

В России, как я уже сказал, есть еще третья составляющая — подарочный спрос. В западных странах она сейчас незначительна, у нас — играет определяющую роль.

— Как вы думаете, почему так получилось?

— В нашей стране долгие годы население к золоту, к драгоценным металлам допущено не было.

Все, что было связано с золотыми и серебряными монетами, являлось достоянием очень узкого круга лиц. Когда же рынок открылся, люди оказались попросту не готовы.

Я не преувеличу, если скажу, что розничный рынок драгметаллов в России начал развиваться в основном с помощью Сбербанка.

Именно через Сбербанк России монеты стали достоянием всего населения. Собственно, монетный рынок — составная часть рынка драгоценных металлов.

И мы позиционируем драгметаллы как розничный продукт через монеты, через мерные слитки, через обезличенные металлические счета — в рамках проекта «Доступные драгметаллы».

Монеты — это было самое понятное для населения. Изначально — самое доступное для людей. Сейчас возможны и другие инструменты вложений в золото, серебро, платину и палладий.

Более того — другие формы вложений даже еще более доступны, чем монеты: ведь монеты имеют ограниченные тиражи и быстро находят своих владельцев.

Впрочем, важную роль в создании рынка монет играет то, что мы котируем монеты в обе стороны (продажу и покупку), обеспечивая полную ликвидность тем монетам, которые продаем.

Только за 10 месяцев 2006 года мы продали 600 тысяч штук, а обратно выкупили 100 тысяч штук.

— Но ведь покупать монету с целью дальнейшей ее продажи сегодня не слишком выгодно: операции с подавляющим большинством монет из драгоценных металлов в России облагаются НДС?

— Учтите — монеты в основном покупаются как подарки.

И человек, получивший такой подарок, может обратить монету в деньги.

То есть зачастую покупатель монеты и ее продавец — это разные люди.

— В России сувенирно-подарочный спрос всегда будет определять ситуацию на рынке или структура рынка со временем изменится? Может ли увеличиться традиционная, нумизматическая составляющая?

— Безусловно, доля нумизматического спроса будет расти.

Ведь многие люди, получая монету в подарок, начинают интересоваться и другими монетами. Некоторые начинают формировать коллекции.

Во всяком случае, мы делаем все, чтобы люди интересовались монетами и как драгоценными металлами, и как предметом коллекционирования.

— С 2006 года в России выпускаются инвестиционные монеты «Георгий Победоносец». Насколько они востребованы рынком?

— Да нам их просто не хватает! Очень большой спрос.

— Их тоже рассматривают как сувениры или все-таки они выполняют прежде всего инвестиционную функцию?

— Действительно, эти монеты в гораздо большей степени, чем другие, рассматриваются в качестве инструмента вложения средств.

Но на первом этапе до 40 процентов покупок имело все-таки сувенирный характер. Особенно в Москве они были популярны в этом качестве, поскольку изображение на монете совпадает с символикой столицы.

— Сегодня ваш банк продает не только российские, но и иностранные памятные монеты. Как вы оцениваете покупательский интерес к ним?

— Основную роль в формировании внутрен­него рынка иностранных монет занимает Сбербанк России: до настоящего времени он един­ственный, кто официально ввозит иностранные монеты на российскую территорию в рамках реализации программы «Монеты мира — через Сбербанк России».

Сейчас доля этих монет в нашем ассортименте — около 25 процентов.

Естественно, мы не все монеты импортируем — выбираем те, которые, с нашей точки зрения, могут быть наиболее интересны российским потребителям, с учетом «сувенирно-подарочных» особенностей нашего монетного рынка.

Кроме того, с помощью иностранных монет российский потребитель знакомится с новыми технологическими решениями, которые реализованы при чеканке монет из драгоценных металлов.

Российские монеты ведь в этом смысле особым разнообразием не отличаются: они выполнены в основном в одном металле, и лишь недавно появились комбинированные монеты из золота и серебра.

Мы предлагаем иностранные монеты, очень интересные по техническому исполнению — с золочением, с цветовыми покрытиями разного качества, монеты-трансформеры, пазлы, оксидированные монеты… Последняя категория — оксидированные монеты — особенно интересна для детей.

Такие монеты можно потрогать руками (традиционные монеты, выполненные качеством «пруф», не то что трогать руками — вынимать из специальной капсулы нельзя, ведь можно испортить полированную поверхность).

— Оксидированные монеты для детей — это белорусская серия «Сказки народов мира»?

— В том числе. Кстати, выпускать монеты этой серии предложил именно Сбербанк России. И это — не единст­венная монетная серия, разработанная с участием наших специалистов.

— Каким образом организован ввоз иностранных монет в Россию? Вы работаете с банками-эмитентами, с монетными дворами?

— Все зависит от того, кто является продавцом по законодательству конкретной страны.

По международной практике чаще всего в этом качестве выступают монетные дворы, реализующие монеты от имени национального банка, являющегося эмитентом данных монет.

Иногда монеты продают сами банки-эмитенты. Работаем мы и с крупнейшими дилерскими компаниями. Мы уже четвертый год этим занимаемся.

Если вернуться к примеру с белорусскими монетами «Сказки народов мира» — мы их покупали у Польского монетного двора.

Монеты мы ввозим совершенно легально, банк платит все таможенные сборы, все налоги. Остальные монеты, попадающие на российский рынок, привозятся частными лицами — в небольших количествах, без соответствующего оформления.

— Вы сказали, что привозите в Россию иностранные монеты, которые могут быть интересны нашим потребителям. А что именно российским покупателям интересно?

— Есть общие для рынка пристрастия — это монеты с изображениями животных, монеты на спортивную тему, монеты, посвященные архитектурным памятникам… Но главное — чтобы тема была актуальной и чтобы было интересным технологическое решение.

Например, в последнее время стали пользоваться большой популярностью монеты, посвященные китайскому лунному календарю.

С каждым годом к этой тематике подключаются новые эмитенты, предлагая самые разнообразные варианты исполнения монет (цветные, золоченые, с подвижным изображением).

Символом 2007 года по китайскому лунному календарю является Свинья.

Сбербанк России заказал и уже получил монеты нескольких вариантов с изображением этого символа.

— Новые технологии повышают интерес?

— Они не просто повышают интерес — они зачастую создают интерес к монетам у тех, кто до сих пор был далек от этого рынка.

— То есть российским монетам тоже не помешали бы новые технологические решения?

— В России большинство выпускаемых монет и без этого пользуются достаточно высоким спросом. Российские монеты расходятся очень быстро.

Так что острая необходимость что-то оригинальное придумывать, наверное, отсутствует. Хотя, конечно, нам хотелось бы, чтобы российские монеты соответствовали новым тенденциям.

— Какую монету из вашего ассортимента вы можете назвать самой оригинальной?

— Оригинальных монет очень много.

Мы стараемся представлять наиболее интересные монеты на ежегодной ювелирной выставке в Сокольниках. Если в качестве критерия брать размер, то самая тяжелая монета, которебряная монета, посвященная году Собаки.

Это монета инвестиционного характера, отчеканена на Австралийском монетном дворе (г. Перт). Мы две такие монеты привозили, и они без труда нашли своих обладателей.

— Привозили под заказ?

— Одна монета была заказана, другую привезли для свободной продажи. Но ошибиться не боялись — мы знаем наш рынок.

— А самую большую в мире монету — 31-килограммовую золотую, изготовленную на Австрийском монетном дворе, — вы продавать не пытались?

— Мы предложили нашим клиентам такую возможность — сделать на нее заказ. Но все-таки это очень большая и очень дорогая монета.

К тому же — внешне ничем особым не отличающаяся: выглядит она как любая другая монета из австрийской серии «Филармония». Желающих отвлекать значительные средства на покупку 31 килограмма золота пока не было, и с этой монетой в итоге мы не работали.

— А какие любопытные с технологической точки зрения монеты вы можете отметить?

— Например, австралийская монета, выпущенная к 60-летию окончания Второй мировой войны, — «Танцующий человек». Она сделана на основе кадров кинохроники.

Очень интересны монеты со вставками из камней — например, уже упоминавшиеся белорусские «Сказки народов мира».

Привозили и монету в виде пазла, посвященную чемпионату мира по футболу. Это монета Либерии. Она представляет собой единый пазл из 13 монет.

В середине — основная монета с изображением футболиста, вокруг — 12 пазлов с изображениями стадионов, на которых проходили футбольные матчи.

— Продали?

— Естественно, монета очень интересная. Она к тому же была упакована в футляр в виде футбольного мяча.

— Когда смотришь ассортимент ино­странных монет, можно заметить, что очень часто в качестве эмитентов выступают небольшие государства, в том числе — государства островные. Почему?

— Государство, имеющее свой монетный двор, выпускает монеты в соответствии со своей эмиссионной программой, которая утверждается накануне нового года.

Эта программа исполняется монетным двором данного государства. Но монетный двор, кроме того, осуществляет еще и свой бизнес — в рамках так называемых программ «роялти».

Он чеканит монеты по заказу третьих стран, которые не имеют своих монетных дворов, но хотят иметь собственные интересные монеты из драгоценных металлов.

Такие монеты становятся законным платежным средством страны-эмитента, заключившей договор о чеканке монет с производителем на условиях «роялти».

Кстати, так поступают не только малые ост­ровные государства.

К примеру, Белоруссия работает с Польским монетным двором, с Литовским монетным двором, другими производителями по тому же принципу.

Или, например, недавно выпущены в обращение монеты, посвященные исчезающим животным Закавказья: выпустил их национальный банк Армении, а отчеканил Польский монетный двор.

— В этом случае монеты реализует сам монетный двор?

— По-разному. Это может быть трехсторонняя договоренность: один заказывает тему, другой является эмитентом, третий чеканит.

И каждая из сторон может иметь эксклюзивное право на реализацию, в зависимости от соглашения.

— Говорят, через ваш банк можно заказать выпуск новых монет?

— Да, как раз на условиях «роялти». Например, мы инициировали выпуск белорусских монет «Сказки народов мира». И в принципе нечто подобное может сделать и наш клиент.

Хочет — мы с ним договариваемся, создаем дизайн, предлагаем производителю или эмитенту, заключаем соглашение.

И выпускается монета в качестве законного платежного средства какого-либо государства.

Монета попадает в каталоги, продается и покупается.

— Заказчик может разместить на этой монете, к примеру, портрет любимого пуделя?

— До абсурда дело, конечно, не доходит. Монета должна соответствовать определенным художественным и этическим стандартам, которые приняты в мире.

Изображение должно быть достойным, ведь монета будет являться законным платежным средством конкретного государства.

Сбербанк России является официальным дистрибьютором монет, отчеканенных рядом крупнейших зарубежных монетных дворов, мы отвечаем и перед своими партнерами, и перед розничными клиентами.

Суб header:  Сегодня в России памятные монеты покупаются в основном как сувениры
Рубрика : Монеты / рынок
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;