Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Антон Щаблыкин: «Красивые монеты – это вечное искусство»

ПЕРВАЯ МОНЕТА

48_1.jpg
Я пришел на монетный двор в 1997 году по приглашению народного художника Александра Васильевича Бакланова и с тех пор работаю с монетами. Первые несколько лет участвовал в создании монет как скульптор, график, специалист по компьютерному моделированию. Попутно работал над созданием медалей, значков, жетонов и другой продукции монетного двора. И наконец вместе с Александром Васильевичем создал свой первый, почти самостоятельный эскиз монеты, посвященной 275‑летию Санкт-Петербургского монетного двора. Эта значимая дата была отмечена выпуском монеты, которая весила три килограмма. И для молодого художника, каким я тогда был, это была весьма важная работа. На реверсе монеты – изображение монетного двора на фоне очертаний архитектурной панорамы Санкт-Петербурга, слева – бюст Петра I, ниже – россыпь старинных и современных монет, справа – дата в две строки: «275 ЛЕТ», знак ордена «За заслуги перед Отечеством», товарный знак монетного двора «СПМД», вверху – летящий ангел Петропавловского собора. А первая моя полностью самостоятельная работа, в создании которой я участвовал и как художник, и как скульптор, – монета, посвященная чемпионату мира по хоккею с шайбой 2000 года. На монете изображена схватка хоккеистов, которая, по моему мнению, должна была отобразить динамизм этого вида спорта, его силу и натиск.Возможно, сейчас, имея гораздо больший опыт, я бы сделал ее по‑другому. На реверсе изображены два хоккеиста в момент игры, вверху – полусфера глобуса, ниже справа – очертания архитектурной панорамы Санкт-Петербурга.



РАБОТА НАД МОНЕТОЙ
Монета «275‑летие Санкт-Петербургскогомонетного двора»

Работа над монетой многоэтапна, в ней участвует большой коллектив специалистов.Я общался с художниками других монетных дворов, и в основном они рассказывают, что их работа заканчивается после того, как готов эскиз будущего изделия. У нас немного другие традиции: Дизайнерский центр Гознака расположен в непосредственной близости от Монетного двора. Мы находимся в постоянном контакте с производством, медальер всегда контролирует свою работу на производстве. В этом наш большой плюс. Работа над монетой состоит из нескольких этапов. Первый – это идея или тема, ее определяет наш заказчик – Банк России (именно Банк составляет план выпуска памятных монет, посвященных тому или иному событию). В нашей работе художник чаще всего не является человеком, который эту идею
48_33.jpgпредлагает.

Затем второй этап – эскизирование. Художник создает несколько эскизов на заданную тему, предлагает художественное, пластическое решение, которое отвечает замыслу, заложенному в проект.

После того как готовый эскиз утвержден, по нему создаются рельефные формы, так называемые «лепки». Они служат основой того рельефного изображения, которое появляется на монете. Если, конечно, решение монеты рельефное. После лепки сегодня, как правило, создается компьютерный рельеф, и затем на технологически сложном оборудовании создается инструмент, при помощи которого в дальнейшем будет чеканиться монета. Этот этап уже в ведении специалистов производства, технологов. Однако и художники Дизайнерского центра принимают в нем участие: контролируют, проверяют, советуют, где и как сохранить художественное решение.






САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Монета «Чемпионат мира по хоккею с шайбой, г. Санкт-Петербург. 2000 г.»

В первую очередь, работа художника всегда связана непосредственно с рисованием, с изобретением, поиском художественного решения. Творческое начало реализуется, когда сочиняешь и пытаешься раскрыть тему так, чтобы было интересно не только тебе, но и зрителю. Как известно, плохих жанров нет, есть только скучные. Произведение должно нести какой‑то внятный посыл. Поэтому для художника важно создать, насколько это возможно, острое, интересное произведение. Это самое важное и захватывающее в работе художника.
48_55.jpg
Дальше нужно решить, как это реализовать в материале. Для этого нужны опыт, знание материала, процесса перехода из эскиза – плоского изображения – в объем. Наш Дизайнерский центр – это команда художников, которые трудятся уже много лет. И у каждого есть наиболее близкие темы. При этом каждый может создать эскиз и выполнить его в лепке. А это уже отдельное искусство и мастерство – перевести эскиз в рельеф, чтобы ничего не потерялось и, главное, – осталось выразительным. При этом надо представлять себе, как это будет выглядеть в металле после чеканки.






48_6.jpg

Антон Дмитриевич Щаблыкин, ведущий художник Дизайнерского центра АО «Гознак». Родился в 1970 г. в Ростове-на-Дону. В 1985–1989 гг. окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. В 1991–1996 гг. – учеба в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ, бывш. ЛГИТМиК) им. Н.К. Черкасова (художественно-постановочный факультет, курс Г.П. Сотникова). Как художник-постановщик оформил несколько спектаклей в театрах Российской Федерации. С 1997 года – художник Санкт-Петербургского монетного двора. Автор эскизов около 200 монет, выпущенных в обращение Банком России. Монеты, автором которых является Антон Щаблыкин, становились победителями международных конкурсов. Среди них – монета «75‑летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», монета «75‑летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» – обе стали призерами конкурса «Монетное созвездие». Автор медалей, жетонов, знаков. Член Союза художников России.




ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЗРИТЕЛЯ


Живописец сочиняет сюжет, начинает с ним работать, может отразить свое видение. Даже если это работа на заказ, он более свободен в выборе темы и настроения картины, чем медальер в тех условиях, в которых трудится художник монеты. В нашей работе бывает, что иногда тема оказывается не слишком близка, но отношение меняется, когда знакомишься поближе, изучаешь материалы, и она становится интересной и понятной. И когда медальер ее понял, полюбил и заинтересовался ею, он может сделать ее интересной и понятной зрителю. Единственный способ заинтересовать зрителя – заинтересоваться самому. В любой теме и сюжете есть что‑то интересное. И если его изучить, обязательно найдется что‑то, о чем захочется рассказать. Это авторская работа, и она требует личного отношения, как и в любом виде искусства. За 25 лет работы в медальерном искусстве у меня появились близкие темы, которые мне интересны не только как художнику, но и как человеку. Конечно, я уже что угодно могу нарисовать и скомпоновать на эскизе монеты. Но есть вещи, которые со временем становятся ближе, а есть те, интерес к которым снижается. Например, сейчас мне очень нравится работать над монетами, связанными с природой, изобразительным искусством, театром, архитектурными памятниками.

ХУДОЖНИК И ЕГО КАРТИНЫ

Художник неМонета «Творения Микеланджело Буонарроти»Серия «Сокровищница мировой культуры» всегда ограничивается одним жанром, потому что всегда есть что‑то интересное, хочется освоить что‑то новое. В искусстве много дверей, в которые можно постучаться, открыть и увидеть за ними новый мир. Главное, по-моему, что художник не должен переставать рисовать. И рисую я не только монеты, но и живопись, и графику, которая отражает мои интересы, взгляды, происходящее вокруг. К счастью, у меня на это пока хватает времени. Хотя в сутках всего 24 часа, а в жизни есть вещи, не менее важные и интересные, чем изобразительное искусство: семья, близкие люди, другие занятия. Сейчас я увлекся печатной графикой, делаю офорты и вижу, что этот жанр близок по духу к медальерному искусству. Для гравюры нужно также иметь внимание, терпение, опыт, чтобы результат соответствовал ожиданиям. Если рисуешь ежедневно (есть такое понятие «повседневное рисование»), это помогает видеть новые пластические решения при создании эскизов монет. Художник не должен останавливаться, он должен постоянно развиваться.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

48_77.jpg


Технологии сегодня развиваются семимильными шагами. Другое дело, что в медальерном деле эти шаги не такие уж большие. Это консервативный жанр, он впускает в себя только то, что может быть полезным. Только в 2008 году у нас вышла первая монета с цветной печатью, а в 2011 году – с лазерным изображением. Сейчас же это три основных художественных инструмента: рельеф, лазерное матирование (которое позволяет увеличить детальность и выразительность), цвет. Например, все три технологии – рельеф, лазерное матирование и цветная печать применены в монете 2015 года, посвященной творчеству Микеланджело. На переднем плане реверса монеты – скульптура «Пьета» в соборе Святого Петра в Риме, за ней справа – здание собора Святого Петра, слева в овале – фрагмент портрета Микеланджело работы Д. да Вольтера. На втором плане – цветные фрагменты фресок Сикстинской капелля в Ватикане «Дельфийская cивилла» и «Пророк Иеремия». Существует много других технологий: золочение, эмалирование, вставки из других металлов или камней и так далее. Но они должны применяться там, где это необходимо, чтобы отразить тему. Ничего нельзя отвергать, но надо быть аккуратным в выборе технологий. Существуют решения, когда рельефа у монеты вообще нет. Но изначально монета – это металлическая форма, на которой присутствует рельеф. С древних времен и поныне это так, и только в последние годы появились решения, когда при создании монеты используется только лазерная гравировка или только тампонная печать или тому подобное. Но я считаю, что монета должна сохранять рельеф – это то, что всегда красиво, традиционно, интересно, выгодно смотрится и воспринимается. Это ей присуще. Как ни странно, монета при своих небольших размерах – это произведение монументального искусства. Это говорит о том, что ничего лишнего на монете не должно быть.

МОНЕТЫ БУДУЩЕГО

На моих глазах, сколько я это наблюдаю, внедрение кардинально новых технологий идет очень медленно и неравномерно. Оно то убыстряется, то замедляется. В области медальерного искусства существует своя мода, которая появляется и исчезает, как и везде. Разрабатываются новые технологии, их начинают использовать, потом появляются другие и внимание концентрируется на них. Вошла в моду цветная печать, сначала ее активно использовали, затем этот тренд приостановился, и цвет стали использовать только там, где с его помощью можно отразить художественную идею. Появились лазерные технологии, и сейчас их применение – уже норма. Можно пофантазировать, что в будущем появятся монеты с видеоизображением, если позволят технологические возможности. Ничего исключать нельзя. Может быть, монеты вообще станут виртуальными! Но, однако же, после того как появился телевизор, кино и театр никуда не исчезли. Появился фотоаппарат, но живопись осталась. Думаю, что и жанр медальерного искусства будет существовать в любом случае. Ведь мода переменчива, а красивые монеты – это вечное искусство.

Рубрика : реверс / медальерное искусство
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;